Какие болты и гайки нужны для литых дисков, их отличие от штампованных

Обновлено:

Крепёж для литья и штамповки различается. О том, какие болты и гайки нужны для литых дисков и стоит ли их менять вы узнаете прочитав мою историю. Не всё однозначно. Мне работники шиномонтажа посоветовали заменить, но внимательно изучив тему и разобравшись в ситуации выяснил, что такой необходимости не было. А теперь обо всём подробно.

Случилось так, что переобувать машину на лето пришлось не мне, а жене. Я был в длительной командировке. У нашего авто два комплекта колёс, поэтому с наступлением сезона проверяем балансировку и меняем комплекты. Обычное дело, но при установке колёс шиномонтажники вдруг спросили: «Где специальные гайки?»

Здание шиномонтажа и автомобили

Объяснили, что для литых дисков используют специальные гайки. За отсутствием таких привинтили старыми. Напоследок посоветовали как можно скорее их заменить, так как обычные крошат литьё, разрушают металл при ударах, что ведёт к ослаблению затяжки и не безопасно.

Болты и гайки для литых дисков, их отличие от штампованных

По приезду домой, сразу как только появилось свободное время, полез в интернет искать ответы, а также задавать вопросы мастерам из шиномонтажа.

Изучив массу статей и форумов в интернете, прочитав ГОСТ и расспросив специалистов узнал интересные факты, из чего сделал выводы. Убедился в правильности выводов на своём автомобиле. Теперь решил поделиться полученной информацией с теми, кто интересуется темой и с теми, кто даже не слышал об этом.

Фрагмент ГОСТа регламентирующего требования к деталям крепления колёс и чертежи болтов.

Действительно крепление литых и штампованных дисков к ступице отличается. И это различие обусловлено тремя основными факторами:

  1. Разница посадочных мест – мест прилегания болтов или гаек. Более того, модели литья отличаются друг от друга, имеют различные посадочные места и поэтому требуют разный крепёж.
  2. Различие материалов из которых изготавливают литьё и штамповку, влияет на толщину изделия в месте прилегания крепежа и соответственно на длину болтов или шпилек.
  3. Конструктивные особенности легкосплавных дисков, а также дизайнерские решения разработчиков тоже влияют на элементы крепления. Отдельные модели могут иметь специальные, отличные от стандартных посадочные места и соответственно свой уникальный крепёж.
Быстрый ответ: Выбор болтов или гаек для крепления колёс зависит от конструкции дисков и параметров резьбы в ступице автомобиля.

Какие болты и гайки нужны для крепления литых дисков, это вопрос на который нельзя ответить не увидев сами диски. Выясните какой вид крепежа используется на автомобиле сейчас, а затем узнайте подойдёт ли он для модели литых дисков которые собираетесь установить.

Посадочное место для крепежа у литых дисков

Обязательно следует выяснить какое посадочное место для крепежа у литого диска. Существует три основных вида прижимной поверхности и соответственно три вида болтов и гаек: 

  • Конические
  • Сферические
  • Плоские

Три болта с различными прижимными поверхностями.

У литых изделий при использовании соответствующего профиля увеличивается площадь соприкосновения крепёжных элементов с диском, тем самым распределяя нагрузку на металл, делая её меньше. Выбор неправильного профиля приводит к износу прижимной поверхности, ослаблению затяжки, а в результате к самопроизвольному откручиванию крепежа.

Примеры использования элементов крепления колёс.

Элементы крепления со сферическим профилем встречаются на оригинальных изделиях немецкого автопрома Mercedes и группы VAG (Audi, VW, Seat, Skoda). Плоские использовались компаниями Peugeot и Citroen. Остальные производители применяют конический профиль.

Большинство реплик производимых в России или Китае тоже производятся с коническим профилем. Штамповка не исключение, большая часть колёс крепится болтами и гайками с коническим профилем.

Соответственно если вы приобрели изделие с посадочным местом в виде конуса, а имеющийся крепёж плоский или сферический, то конечно же его надо заменить.

Различие материалов из которых изготавливают литьё и штамповку

Штампованные диски производятся из прочной стали благодаря чему в месте расположения крепежа имеют малую толщину. В то время как легкосплавные, изготавливают из менее прочного материала. Как следствие, толщина таких изделий в местах крепления больше, чем у стальных.

Данное обстоятельство влияет на подбор крепежа. Точнее сказать определяет длину болтов или шпилек. При замене дисков и увеличении толщины в месте крепления важно чтобы болт входил в ступицу на достаточную глубину. В то же время при уменьшении толщины не торчал из ступицы с обратной стороны.

Колёсные болты разной длины с одинаковой прижимной поверхностью.

Что считать достаточной глубиной? Для достоверной информации обратимся к паспорту изделия.

На моём автомобиле стоят литые диски Российского производителя «СКАД». В паспорте изделия присутствует необходимая рекомендация: «При закручивании элементов крепления число полных оборотов должно составлять не менее 6».

Фрагмент паспорта изделия определяет минимальное количество оборотов крепежа.

То есть производитель регламентирует каким должно быть минимальное число полных оборотов крепёжных элементов — 6 независимо от шага резьбы. Это минимум!

Если длины болта или шпильки недостаточно, то из соображений безопасности необходимо их заменить, либо отказаться от использования таких колёсных дисков. Тем не менее, если позволяет толщина ступицы, то больше — лучше и безопаснее.

Конструктивные особенности легкосплавных дисков

Фактор влияющий на выбор крепежа — конструктивные особенности отдельных моделей. Смелые инженерные и дизайнерские решения требуют применения специальных элементов крепления. Таких изделий мало, но они присутствуют на рынке.

Размер головки крепежа

Если на штамповке размер головки крепежа не имеет значения, то при установке литья нужно обращать внимание на этот параметр.

В погоне за дизайном производители утапливают видимые элементы и уменьшают размеры колодцев. Вполне вероятно, что в отверстие на таком изделии стандартный баллонный ключ попросту не войдёт.

Решить проблему можно двумя способами. Первый – использование специального тонкостенного ключа или головки. Второй – замена болтов или гаек на новые с меньшим размером головки.

Болты для особо узких отверстий выпускают с отверстием под шестигранник.

Убедился в этом лично. В новых литых дисках гайки утоплены, а стандартный баллонный ключ в отверстие не влез. Проблему решил покупкой тонкостенной головки и воротка. Теперь всегда вожу с собой вместо стандартного баллонного ключа.

Уникальное посадочное место для крепежа

Отдельные редкие модели колёс выпускаются с параметрами отличающимися от стандартных. Они имеют бо́льшую толщину или уникальное посадочное место для крепежа. Специфические изделия редки, но всё же встречаются и продаются вместе с комплектом крепёжных элементов.

Но если такие изделия достались вам без крепежа, то стоит подумать о том, где найти оригинальные элементы крепления, либо отказаться от их использования.

При отсутствии специального крепежа установка таких колёс недопустима.

Затяжка крепежа легкосплавных дисков

Не стоит забывать о моменте затяжки элементов крепления. Нельзя затягивать колёса как получится. В инструкции любого автомобиля указано конкретное значение – усилие с которым нужно затягивать крепёж автомобильного колеса именно для этой модели.

Некоторые производители легкосплавных дисков тоже обозначают предельный затягивающий момент применимый к их изделию. То есть тянуть со всей силы трубой не следует — сломаете.

В инструкции к автомобилю указаны рекомендации по процессу затяжки болтов и гаек. Определена последовательность и рекомендуемое усилие. Приведённые ниже фрагменты взяты из инструкций автомобилей различных марок.

Инструкции по эксплуатации автомобиля указывают момент и порядок затяжки колёсного крепежа.

К сожалению динамометрический ключ есть не у каждого автовладельца. Более того далеко не все работники шиномонтажных мастерских пользуются этим инструментом.

Я когда разговаривал с ними, интересовался есть ли динамометрический ключ. Часто встречал такие ответы: «Зачем? Одел трубу подлиннее, затянул посильнее – не потеряешь колесо, не беспокойся!» Уровень мастерства таких специалистов понятен, к ним для замены колёс обращаться не стоит.

А что делать если придётся менять колесо на дороге? Автопроизводители учитывают это обстоятельство. Баллонный ключ изготавливают таким образом, чтобы применяя его физически здоровый взрослый человек мог затянуть колёсные болты или гайки усилием, которое рекомендовано производителем. Нельзя использовать насадки и удлинители – вы перетянете крепёж.

Нужно ли смазывать болты и гайки на колесах автомобиля

Однозначного ответа нет. В большинстве случаев смазка не требуется. Более того категорически запрещается это делать. Инструкции по эксплуатации автомобиля содержат это предупреждение.

Фрагменты инструкций запрещающие наносить смазку на резьбу.

Смазка резьбы приводит к уменьшению трения в резьбовом соединении и кратно увеличивает момент затяжки. Чрезмерное затягивание может привести к необратимой деформации элементов крепления, ослаблению конструкции. Если производитель рекомендует сухую затяжку, значит обеспечил необходимый момент затяжки без смазки.

Бывают исключения из правила. Отдельные производители рекомендуют использование определённого типа смазки. Соответственно и предписанный момент затяжки рассчитан с учётом этого обстоятельства. В любом случае следует читать инструкцию и ориентироваться на рекомендации производителя.

Если в инструкции автомобиля нет упоминания об этом, то смазывать или нет резьбу и посадочные поверхности – решать вам. Я бы не рискнул. Раз нет рекомендаций какую смазку использовать, не сто́ит экспериментировать. Для узлов, подверженных сильному нагреву, предназначена специальная смазка, обычная только навредит.

Замена колёсных гаек на моём автомобиле

Вернусь к ситуации которая заставила изучать эту тему. Напомню, при замене колёс работники шиномонтажа просили у жены специальные гайки, а не обнаружив таковых настойчиво посоветовали поменять.

Я прислушался к рекомендации, всё-таки специалисты советуют. Смутило то, что при покупке у официального дилера автомобиль был укомплектован штампованными дисками. Позднее штамповку заменили на литьё. Крепёж при смене колёс никто не менял. Это заставило задуматься всё ли правильно сделано.

Выяснилось что штатный крепёж с коническим профилем, а у литых дисков аналогичное посадочное место. При установке гайка полностью накручивается на шпильку, которая слегка выступает. То есть никаких отклонений от нормы нет, что видно из снимка ниже.

Приобретённые специальные гайки для литых дисков мало отличаются от тех, что использовались на автомобиле. Единственная разница — новые закрытого типа, а это никак не влияет на надёжность и не разрушает литьё.

Этой темой я интересовался в нескольких мастерских. Специально по городу не ездил, но обращался в шиномонтажи, попавшиеся по пути. Никто не ответил конкретно, не пытался разобраться в ситуации, даже если не было клиентов, а мастер бездельничал. Говорили общими фразами. «Если у тебя гайки от штамповки – то обязательно нужно менять, иначе будет плохо...»

Выводы и рекомендации

Внимательно изучив тему, а так же проверив факты на своём автомобиле могу заключить следующее:

  1. Существует различие в креплении штампованных и литых дисков, а также отличие крепежа одних моделей литых дисков от других. Но к вопросу замены этих важных элементов нужно подходить взвешенно.
  2. Главные факторы которые влияют на безопасность при смене дисков и выборе крепежа, это тип посадочного места и длина болтов или шпилек.
  3. Не стоит безоговорочно доверять работникам шиномонтажа если они советуют заменить крепёж. Следует выяснить конкретную причину по которой требуется замена, что именно не так. Проверить, и только после этого принимать решение. 
  4. Стоит обратить внимание на факторы влияющие на безопасность и при замене крепежа по эстетическим причинам.
  5. Не ленитесь, читайте инструкцию по эксплуатации своего автомобиля! Даже если вы приобрели автомобиль с рук, и инструкции в нём не оказалось — это не проблема. Все инструкции на любые автомобили есть в интернете. Их можно скачать на компьютер или телефон и пользоваться при необходимости.
  6. После смены колёс попросите работников шиномонтажа проверить момент затяжки, если они этого не сделали. А если сами меняли колёса, то не поленитесь, проверьте момент затяжки на ближайшем шиномонтаже. Помните это ваша безопасность и безопасность ваших близких!

Следуя этим простым советам вы сможете правильно подобрать болты и гайки для литых дисков при их замене. Тем самым повысить безопасность эксплуатации своего автомобиля и избежать советов некомпетентных работников.

Надеюсь данная статья была полезна для вас и вы узнали что-то новое для себя. Теперь вы сможете более ответственно подойти к вопросу крепления колёс вашего автомобиля.

К сожалению авторы многих интернет ресурсов утверждают, что применение болтов от штампованных дисков недопустимо! Хочется задать вопрос: почему? Такое заявление по крайней мере некорректно. И мой случай тому подтверждение.

Буду признателен если вы поделитесь своими знаниями и наблюдениями на этот счёт в комментариях. Всё знать невозможно! Может я что-то упустил, или был не прав в своих суждениях. Ваши комментарии помогут мне и другим читателям разобраться в теме и установить истину.

На этом у меня всё!

С Уважением, Александр

2 комментария

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Спасибо за доступный человеческий язык в статье. Подтвердились мои догадки и рассеялись сомнения.

Аватар комментатора Александр Рыборецкий Автор: Александр Рыборецкий

И Вам спасибо! Если помогло разобраться, значит мой опыт пригодился.

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение